В последние годы внутренний туризм в России переживает настоящий расцвет. От суровых просторов Русского Севера до живописных речных потоков центральной части страны — каждый регион стремится привлечь туристов, предлагая широкий спектр активностей от морских круизов и рафтинга до зимних и летних походов, сообщает «АрхПерспектива». Однако резкий рост потока туристов неизбежно ведет к увеличению антропогенной нагрузки на природу, что требует внимательного подхода к вопросам экологии, особенно в тех местах, где туристическая инфраструктура может угрожать сохранению уникальных природных ландшафтов.
Эксперт-эколог, председатель Совета директоров АО «Берега» Юрий Коробов на страницах Как издания «Версия» считает, что среди ключевых экологических проблем, связанных с увеличением туристической активности, выделяются накопление отходов и острое загрязнение водоемов. По данным Росприроднадзора, на восстановление экосистем в водоемах, загрязненных на 400 тысяч тонн отходов ежегодно, влияют не только несанкционированные свалки, но и шумовое загрязнение, мешающее нересту рыб. Проблемы с соблюдением нерестовых запретов, хотя и призваны защищать природу, зачастую остаются невидимыми для глаз туристов, стремящихся к активному отдыху.
Ведущаяся сейчас дискуссия касается законопроекта о временных дорогах, предлагающих строить инфраструктуру в водоохранных зонах. Такие дороги, запланированные из легких временных материалов, могут предоставить доступ к удаленным туристическим объектам. Однако, по мнению экспертов, такие инициативы могут обернуться ростом негативного воздействия на среду обитания.
По словам координатора специального проекта Национального экологического корпуса Юрия Коробова, без четкого регламента, фиксирующего срок эксплуатации таких объектов и реальных механизмов контроля за их демонтажем, мы можем столкнуться с серьезными экосистемными проблемами. «Законопроект не обязывает проводить проектные изыскания и экспертизу, что может привести к хаотичному использованию природных зон», — предупреждает он.
Большинство временных объектов, как показывает практика, после использования не удаляются, а продолжают угрожать экосистеме. К тому же контроль за соблюдением норм рекультивации зачастую остается на уровне бумаг.
Одним из решений, направленных на упрощение взаимодействия человека с природой, стал глэмпинг — формат экотуризма, сочетающего комфорт и близость к природе. Однако и здесь не обойтись без строгих экологических стандартов и контроля. Собственники таких объектов обязаны выполнять обязательные условия по экологии. В противном случае увеличение числа новых баз может привести к тому же, что и временные дороги: увековечивание неэкологичных способов отдыха.
Важным шагом к улучшению ситуации могут стать более строгие штрафы за нарушения экологических норм. Принцип «загрязнитель платит», введенный еще в 2021 году, требует от предприятий не только финансовой ответственности за ущерб, но и активной работы с клиентами. Однако в туристической сфере этот принцип пока применяется не эффективно, отмечает Юрий Коробов.
Штрафы за загрязнение водоохранных зон остаются на низком уровне. Как показывает практика, многие нарушители выбирают оплату штрафа вместо изменения поведения.
Внутренний туризм в России, несомненно, может стать двигателем экономики, однако его развитие должно сопровождаться реальным экологическим контролем и соблюдением законодательства. Законодательные инициативы должны не только развивать туристическую инфраструктуру, но и защищать природу от негативного воздействия. Туристы же, в свою очередь, должны помнить, что настоящая культура отдыха заключается в ответственной заботе о природе: «Отдохнул — убери за собой».
Как считает Юрий Коробов, «в предложенной редакции законопроекта не гарантируется отсутствие злоупотреблений, и такой подход требует доработки». И это правда: без дополнительных усилий для защиты природы внутренний туризм может превратиться из драйвера экономики в разрушительную силу для окружающей среды.