Фото: Елена Дуркина/nao24.ru
В Ненецком автономном округе торжественно представили уникальный культурный проект «Блокадная виолончель». Его в регион предоставили из фондов Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства при поддержке губернатора Ненецкого автономного округа Юрия Бездудного.
Главный экспонат – та самая блокадная виолончель, выполнена мастером А. А. Ушаковым в Ленинграде в 1941—1956 гг. Авторская надпись на внутренней стороне деки гласит, что виолончель была задумана и создавалась в 1941 году в блокадном Ленинграде. Тогда завершению работы ремесленника помешала война. Затем во время блокады города инструмент был повреждён — осколочные ранения заметны на деке по сей день. В 1956 году Ушаков закончил работу, а в 1958 году виолончель поступила в ленинградскую коллекцию музыкальных инструментов.
Фото: Елена Дуркина/nao24.ru
– Мы задумали эту выставку ровно 10 лет назад, когда шла реставрация инструмента и нам открылась надпись о её создании. Тогда же оказалось, что у инструмента своё уникальное звучание, – рассказала старший научный сотрудник Санкт-Петербургского музея музыкального и театрального искусства, заслуженный работник культуры РФ Елена Грушвицкая. – Тогда дирекция музея пришла к выводу, что необходимо создать проект, который включал бы в себя музыкальное исполнение и выставку.
Экспозицию составляла сама Елена Игоревна, так как семейная история женщины тесно связана с блокадой Ленинграда.
– Среди экспонатов есть игрушка из нашего дома. Этого поросёнка сшила своими руками бабушка во время блокады для моей тёти. Повзрослев моя тётя стала режиссёром театра имени В.Ф. Комиссаржевской. Её первый спектакль, декорации которого можно увидеть на выставке, был создан по пьесе Ольги Берггольц «Рождены в Ленинграде». Он как раз рассказывает о блокаде, – продолжила Елена Игоревна.
Фото: Елена Дуркина/nao24.ru
Отдельный блок выставки — личные вещи дирижера Симфонического оркестра ленинградского радиокомитета Карла Элиасберга. Так, его пюпитр – память об исполнении Седьмой, «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича во время блокады. А свеча-коптилка напоминает о зиме 1942 года, когда в городе не было электричества. Также на выставке представлена его дирижёрская палочка.
Посетители культурного проекта на экспозиции увидят мраморного слоника. Это игрушка двухлетнего Васи Погодина, мальчика, который не смог пережить блокаду и умер от голода, посасывая игрушку, будто это кусочек сахара. В числе экспонатов и военные карточки на сахар, которые уже не смог отоварить погибший владелец.
Проект впервые презентовали в Санкт-Петербурге, затем повторили в Казане, а после – в Нур-Султане. Теперь его могут увидеть жители Нарьян-Мара.
– Из года в год проект обрастает новыми экспонатами. При этом они не могут постоянно выставляться. Выставке даём отлежаться своё время, а потом заново формируем в зависимости от места, в котором её собираемся представить, – отметила Елена Грушвицкая. – Надеюсь, она поможет передать следующим поколением мысль о том, что жить нужно в вере и добре.
Фото: Елена Дуркина/nao24.ru