В редакции газеты «Черновик» прошел круглый стол, в ходе которого участники обсудили поправки к ФЗ «Об образовании», внесенные на рассмотрение в Госдуму и вызвавшие острую реакцию в национальных республиках. Авторы законопроекта считают, что изучение родных языков в школах должно осуществляться на добровольной основе и «не в ущерб государственному языку РФ».
Участники круглого стола обсудили перспективы развития дагестанских языков, в случае принятия законопроекта — ранее депутаты Народного собрания Дагестана уже выступили в поддержку федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Такая позиция республиканского парламента вызвала эмоциональную реакцию общественности Дагестана, раскритиковавшей решение народных избранников.
«Одни говорят, что мы ничего не потеряем, а другие уверены, что окажемся на грани того, что язык как явление исчезнет. А вместе с ним и народ, поэтому за этим круглым столом собрались и представители государства, и представители общественных организаций, учителя, представители СМИ – все те, кто к этому вопросу неравнодушен. Необходимо выяснить, есть ли реальная угроза того, что национальные республики потеряют языки в случае внесения данных поправок в закон», - заявил представитель Института языка , литературы и искусства ДНЦ РАН Магомед Магомедов.
Образно в ходе дискуссии о судьбе родных языков высказался Якуб Умаханов, депутат Народного Собрания Республики Дагестан. Он отметил, что «Родина и язык — это неотъемлемые части. С исчезновением языка исчезает народ — его обычаи, нравы, обряды, культура. Родной язык — сокровище нации, открывающее первоначальную возможность познания мира человеком. Родной язык находится у истоков формирования того чувства, которое со временем, развиваясь и обогащаясь, закладывает основы патриотизма — любви к своей родине, к земле, где родился и вырос, где жили предки. Бессмертны слова Расула Гамзатова: «И если завтра мой язык исчезнет, то я готов сегодня умереть!».
После того, как в Государственную думу был внесен законопроект «О внесении изменений в федеральный закон «Об образовании», регламентирующий , что в общеобразовательных школах России изучение родного языка станет лишь дополнительным занятием, перед национальными республиками встал вопрос, как сохранить родные языки.
Сегодня ученики в национальных регионах в обязательном порядке изучают предмет под названием «Родной язык», и его можно выбрать на добровольной основе из нескольких предложенных. Так, мариец в Чувашии может учить марийский язык, в Татарстане татарин или русский может изучать татарский, и если же ученик решил выбрать в качестве родного русский язык, он сможет изучать и связанные с ним предметы — красноречие, риторику.
Если же школа не может обеспечить ученику изучение родного языка, ему придется брать дополнительные занятия, например, в воскресной школе. Но принятие законопроекта сделало бы обязательный сейчас предмет «Родной язык» просто факультативом — предложенный группой депутатов документ уже прозвали «законом о факультативных народах» или «законом против родных языков», касается он двух десятков национальных регионов из восьмидесяти.
Языковая образовательная практика в разных национальных республиках развивалась по-разному, так как, исходя из статьи 14 Закона об образовании, в Российской Федерации гарантируется получение образования только на государственном языке РФ, а выбор языка обучения и воспитания осуществляется в пределах возможностей, обеспечиваемых системой образования. И, как оказалось, административно-ресурсные и научные возможности везде разные. В зависимости от учета мнения родителей и детей формируются классы и группы, которые затем изучают родные языки. Как выяснилось за круглым столом, группа формируется, если число желающих изучать конкретный родной язык равно или превышает пять человек.
«То есть, если мы представим обычную махачкалинскую школу, в которой мало представителей какой-то одной национальности, то группа для изучения этого языка просто не сформируется. Тут также есть ещё одна «хитрая» формулировка, которая гласит, что родитель может выбирать для своего ребёнка различные курсы, в том числе и родной язык, из перечня, который предлагает образовательное учреждение. То есть, если в нём нет сформированной группы, значит, учреждение может эту услугу не предоставлять», -заметил Магомед Магомедов.
Именно юридические предпосылки языкового конфликта выделил директор центра образовательного права Института образования НИУ ВШЭ Семен Янкевич. Он отметил, что «в текущей версии ФГОС нет обязательного предмета "государственный язык республики", «то есть фактически подзаконный акт министерства о содержании стандартов блокирует для республики возможность устанавливать обязательное изучение своего языка в школах на территории национальных республик».
Изменения, предлагаемые законопроектом, на первый взгляд выглядят вполне логично: нельзя заставлять в формате обязательной школьной программы изучать язык, который не является для тебя родным – такое занятие должно быть только добровольным, или факультативным. Оппоненты же этой идеи указывают, что статья 68 российской Конституции предусматривает, что регионы вправе устанавливать свои государственные языки, а если они государственные, то и преподавать их в школе нужно, как преподают государственный русский язык.
Рассмотрение законопроекта было отложено. Профильный комитет Госдумы по образованию решил, что необходимо собрать дополнительные отзывы, перед чем региональные парламенты должны вынести свои вердикты, а заключения от регионов Госдума начнет принимать уже после одобрения документа в первом чтении 19 июня, сообщил председатель думского Комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов.
«Будет осуществлена месячная рассылка законопроекта, чтобы получить заключения от всех субъектов РФ», — сказал он 8 июня в ходе заседания рабочей группы по доработке проекта закона.
Члены рабочей группы сошлись во мнении, что обучение родным языкам проживающих в России народов и государственным языкам республик РФ должно быть обязательным. Но дети и их родители должны свободно выбирать, какой язык изучать и на каком языке проходить обучение.
«Данный законопроект оказался чрезвычайно резонансным, он затронул важную, деликатную проблему. Нам необходимо было найти сложный компромисс, целью которого, с одной стороны, было обеспечить добровольность при изучении языка, но добровольность в выборе языка, а не самого процесса обучения. С другой стороны, мы должны были обеспечить обязательность обучения родным языкам и поддержать изучение национальных языков. Как мне кажется, на данный момент рабочей группе удалось выйти на компромисс, который включает в себя несколько принципиальных моментов. Обучение государственным языкам республик и родным языкам народов остается в обязательной программе, здесь не должно быть никаких сомнений — это обязательный предмет, который дети будут учить. Русский язык этим законопроектом, как мы предполагаем, будет включен в число родных языков. Сегодня он является только государственным языком страны, включение русского в родные языки позволит выбрать его как родной», — заявил депутат Андрей Исаев по итогам заседания рабочей группы.
Председатель Комитета Госдумы РФ по образованию и науке Вячеслав Никонов отметил: «Я уверен, что уже до первого чтения законопроекта мы сможем провести экспертное обсуждение, которое позволит выработать такую формулировку закона, которая устроила бы всех без исключения, в том числе и представителей национальных республик. Комитет ни в коем случае не допустит принятие такого законопроекта, который бы ущемлял права людей на изучение родного языка».
Пока же предварительным итогом можно назвать требование согласительной комиссии Государственной Думы РФ об отмене пункта добровольного изучения родных языков республик — такое решение ее участники вынесли 8 июня, и ряд публикаций уже успели отметить, что такое решение федерального центра видится наиболее разумным компромиссом в условиях многообразия культур и традиций многонационального народа Российской Федерации.