Все мы родом из детства, и когда в зрелом возрасте у нас появляется возможность – стараемся претворить свои детские мечты в жизнь. Кто-то в юности мечтал о покорении горных вершин, кто-то грезил походами по морям-океанам на яхте, кого-то с ранних лет влекло небо. К последним относится и наш сегодняшний гость – генеральный директор ООО «Поморская лесопильная компания» Михаил Папылев.
Крылатые качели
– Сколько себя помню, мечтал быть летчиком. Причем именно летчиком-истребителем. Все лето проводил у бабушек в дерене. Во дворе деревенского дома специально ставили для многочисленных внуков качели. Качаясь, я всегда представлял, что нахожусь в кресле настоящего пилота, с грохотом отрываюсь от земли и взмываю в небеса. Мог на этой качели провести весь день, – улыбается наш собеседник.
Стремление к полетам и военной службе привело Михаила в ленинградское Суворовское училище. Но мечте о летной карьере было не суждено сбыться: перед выпуском он сломал ногу и явился на медкомиссию на костылях. Дорога в летное училище была закрыта.
– Это жизнь – так бывает. Пришлось демобилизоваться и вернуться на родину в Архангельск. Поступил в Архангельский государственный технический университет и стал получать вполне себе гражданскую – экономическую специальность.
Пробить облака
Мечту потихоньку заменила прагматическая реальность: дом, семья, бизнес. Но человек, однажды влюбившийся в небо и самолеты, остается верен своей любви всю жизнь.
Однажды Михаил увидел объявление о том, что в Вяземском учебном авиационном центре ДОСААФ можно за определенную сумму прокатиться на настоящем истребителе. Раньше в СССР было 27 таких центров, готовивших на боевых самолетах Л-39 летчиков-истребителей запаса, которые в военное время могли быть мобилизованы на защиту родины. В 90-х годах практически все центры закрылись, а центр в Вязьме, несмотря на трудности, продолжал свою работу. А выжил он лишь потому, что летчики-инструкторы создали пилотажную группу «Русь», и зарабатывали деньги, выступая на различных праздниках и авиашоу.
– Именно к этим людям я и приехал в феврале 2000-го. Стоило, кстати, это удовольствие немалые для начала двухтысячных 300 долларов. Копил полгода. Инструктор сразу поинтересовался: что я хочу получить от первого полета? Любые перегрузки, бочки, петли, говорю, хочу получить максимум впечатлений, – смеется наш герой. – Представьте себе низкую февральскую свинцовую облачность. И вот самолет взлетает, пробивает облака и прямо в глаза ударяет яркое солнце! Вокруг меня безграничный и бездонный голубой небесный океан, аж дух захватывает. Мое состояние в эти минуты, конечно, очень сложно описать – одним словом, впечатления на всю жизнь! В программе «аттракциона» было несколько виражей, пара фигур высшего пилотажа. Но и этого вполне хватило, чтобы оценить сколь непросто приходится летчикам в полете и какие они испытывают на высоте перегрузки.
– Прилетели на базу, а я еле на ногах стою, весь «зеленый», – вспоминает Михаил. Инструктор говорит: «Ну подыши кислородом». – Открыл аварийный кран в шлеме, подышал, чувствую, помогает с трудом. Но все равно остался в полном детском восторге от первого в своей жизни полета.
Небесные университеты
Пусть летной карьеры уже не будет, но отчего же не превратить тягу к небу не в работу, а в свое хобби. Правда второго полета Михаилу Николаевичу пришлось ждать восемь лет.
– К этому времени понял, что могу свое увлечение потянуть финансово, – рассказывает руководитель «ПЛК». – Вновь приехал в Вязьму, записался курсантом и начал обучение, чтобы получить свидетельство пилота. Выдали книги, учебные материалы, диски. Стал потихоньку осваивать устройство самолета. Сдавал теорию, «летал» на специальном тренажере. Все как в настоящей летной школе!
Без этих знаний даже нечего было думать о том, чтобы самостоятельно подняться в небо. Профессиональные пилоты шутят: не заставляйте летчика в полете думать. Но, как говорится, в каждой шутке есть доля правды. Когда ты в небе, да еще и в сложных метеоусловиях, нужно держать в голове десятки летных параметров, не только отточив на практике каждый маневр, но и заучив действия в определенных обстоятельствах на зубок еще на земле.
– Если в гражданской авиации за борт отвечают два пилота, то летчик-истребитель справляется со всем самостоятельно: он и за радиста, и за штурмана, и собственно за летчика, – поясняет Михаил Папылев. – Так что именно в период обучения нужно довести свои действия до автоматизма. Только после того, как инструктор убедится, что ты полностью освоил «матчасть» и не подведешь на высоте, тебя допустят к настоящему самолету.
Но все равно первый полет (пусть и в кабине кроме тебя еще и наставник-инструктор) – это огромный стресс. К этому привыкаешь только со временем. Как и любая работа, летный навык нарабатывается частотой повторения. Поэтому таким важным фактором в авиации является показатель часов налета пилота. От этого, например, зависит квалификация летчика.
– Инструктор сидит сзади и постоянно твердит тебе: смотри скорость, высоту держи! Летишь и думаешь – ну нет, я это никогда не освою! – смеется собеседник. – Ощущения схожи с тем, когда впервые садишься за руль автомобиля. Но со временем привык, программу освоил и подготовился к первому самостоятельному вылету. Правда после этого из-за работы и всяких жизненных проблем «выпало» больше полугода. У меня просто не было в это время возможности ездить на аэродром и летать. Когда же вновь приехал в летный центр и сел в самолет, то понял – навык ушел, я полностью растренировался. Так обидно тогда стало: сколько сил потратил и все получается впустую?
Летные традиции
Но мечта на то и мечта, чтобы когда-нибудь, пусть и стиснув зубы, ее осуществить. Михаил вновь получил необходимые допуски к самостоятельному полету.
– У летчиков есть такая интересная традиция: после первого самостоятельного полета презентовать инструктору пачку сигарет. Так вот я купил пять блоков! Всем от инструкторов до буфетчиц, – улыбается герой. – Другая замечательная традиция заключается в том, чтокурсанту после своего первого полета не дают ступить из кабины на землю, а подхватывают на руки и стучат пятой точкой о носовую стойку самолета.
Но даже после такой серьезной школы нельзя говорить, что ты знаешь о пилотировании все. Настоящий летчик, говорят специалисты, должен учиться всю жизнь. Вот Михаил и учится: принимает участие в различных авиашоу, совершает перелеты по России и Европе, осваивает новые элементы высшего пилотажа.
– Понятно, что все, кто имеет подобное хобби, люди небедные. В вяземском центре самолеты арендованные у Министерства обороны. Чтобы ни от кого не зависеть, мы вместе с другими выпускниками центра решили купить собственную технику. Пока приобрели пять машин, – говорит Михаил Папылев. – Понятно, что самолет невозможно купить в обычном магазине. Приобретали на Украине списанную технику начала 70-х годов выпуска. Затем отдали их для восстановления на ремонтный завод. На капитальный ремонт самолетов ушло три года. Дооборудовали технику приборами и навигационными системами, используемыми в гражданской авиации. По сути, остался только старый корпус, вся агрегаты были заменены.
Шоу должно продолжаться
Установили даже так называемую систему дымного шлейфа, с которой пилотажной группе не стыдно показаться на любом авиашоу мира. Заодно познакомились с пилотажной группой из французского Дижона, летающей точно на таких же самолетах. Советовались с ними, чем еще дополнительно оборудовать «боевые» Л-39.
– У французов есть интересная «фишка»: их самолеты оборудованы наподобие военной техники тепловыми ловушками. В боевых условиях они призваны отвлекать от самолета ракеты с тепловым наведением. В мирной жизни, на авиашоу, отстрел ловушек очень эффектный элемент летной программы. Зрители воспринимают выброс ярких световых файеров на «ура», – поясняет Михаил Николаевич. – Хотели и сами установить подобную систему и на наши машины, но французы не раскрыли секрет, каким образом это можно сделать на Л-39. Пришлось самостоятельно придумывать, чем покорять публику на авиашоу.
– Признаюсь, первые выступления несколько лет назад иногда заканчивались для меня что называется «бумажным пакетом», – говорит летчик. – Пока вестибулярный аппарат не привыкнет к таким скоростям (от 200 для 700 километров в час) и нагрузкам приходится по-настоящему нелегко. Потом осваиваешься и выступление начинает приносить только радостные эмоции и выброс адреналина. Кстати, наблюдать за «бочками» и «петлями» пилотов с земли гораздо интересней, чем находясь в это же время в кабине самолета. Говорю вам как опытный теперь в этом деле человек.
С пилотажной группой «Русь» Михаил Николаевич принимал участие в крупнейшем российском авиасалоне «Макс», салоне гидроавиации в Геленджике, салоне гражданской авиации в Ульяновске, летал на шоу в Дании.
Сейчас пилотажная группа, в которой летает Михаил Папылев, называется «Регион», по имени своего основного спонсора. Первое выступление и презентация летного коллектива прошла в прошлом году в Ступино.
Зависим от погоды
Вообще, если хорошие метеоусловия, то полет доставляет массу удовольствия. Когда же погода за бортом портится, полеты ограничиваются. Л-39, к примеру, изначально не предназначены для полетов в условиях обледенения, так как не оборудованы противообледенительной системой, погодным локатором. И летчику перед вылетом всегда нужно четко сверяться с прогнозом погоды, чтобы не попасть, например, в грозу или под ледяной дождь.
В свое удовольствие
Бывают, разумеется, и забавные ситуации. Увлечение на то и увлечение, чтобы приносить радость. Похулиганить в небе серьезные в жизни мужчины тоже бывают не прочь.
– В прошлом году прилетели в Вельск, – вспоминает наш герой. – И ребята техники попросили прокатить: ну как откажешь! А возле аэродрома народ толпится. Ну я взлетел и над головами метрах в шести-восьми прошел. Покрутил «петли». В общем, доставил себе дополнительное удовольствие.
Не обходится экстремальное хобби и без интересных встреч. Например, на авиашоу в Таллине Михаил познакомился с полковником голландских ВВС, не раз совершавшим боевые вылеты в Ирак.
– Пилотажная тусовка достаточно небольшая и очень доброжелательная к новичкам, – говорит Михаил Николаевич. – Всегда можно поговорить, задать интересующие вас вопросы. С голландцами отлично пообщались, в качестве сувениров обменялись противоперегрузочными костюмами. Они летают на истребителе Ф-16 американского производства и экипировка соответственно тоже американская – пафосная, как в знаменитом фильме «Top Gun». А вот особых примет и ритуалов, которые нужно соблюсти перед полетом у летчика Папылева нет. Разве что с самолетом поговорить да в очередной раз погодную сводку проверить. Авиация учит не полагаться на какие-то суеверия, а рассчитывать только на себя и свою верную технику.